16 янв. 2010 г.

Как найти работу в условиях кризиса – Часть 7. Как пройти собеседование?


Наверняка каждый из Вас сдавал экзамены. Вы помните, то переживание в момент, когда вы вытягиваете билет с заданиями? Могу поспорить, у многих поднимался адреналин в крови. А какое удивление было на вашем лице, когда вы смотрели на билет и понимали, что два из трех заданий вы не выучили? Вы всё же брали себя в руки, садились и пытались решить задания. На собеседование будет, скорее всего, такое же ощущение. Адреналин обязательно будет слегка зашкаливать.
 Многие конечно могут сказать – На экзамене у меня ни когда, не было ни каких проблем потому, что я всегда готовился. Действительно, так и есть, чувство подготовленности прибавляет уверенность в себе.  Вот в рамках этого поста я и хочу подготовиться и подготовить вас к предстоящему собеседованию.
Очень много статей написано о том, как пройти собеседование, что одеть на себя, как вести себя, какого цвета портфель взять и куда смотреть во время интервью.  Конечно, не стоит упускать такие моменты как внешний вид и этика, но на самом деле, это не сильно помогает. Как говорит народная мудрость -Встречают по одежке, а провожают по уму.  Опуская момент о внешнем виде и аксессуарах, перейдем конкретно к самому собеседованию.
Какие виды собеседования бывают, что следует ожидать на интервью с работодателем?
Собеседование можно разделить на две категории:
1) Дружественное интервью
2) Стрессовое интервью
Ну и каждую из этой категории, можно разбить на несколько под категорий. В зависимости от того, как повезет. Мы рассмотрим оба случая, но готовится, будем к худшему, а надеяться, конечно же, на лучшее. Как говорится - Тяжело в учении легко в бою.
Хочу начать немного с предыстории. У меня до недавнего времени вообще
Активного опыта в прохождении стрессового интервью особо не было я, как-то не искал работу, обычно работа меня сама находила. Но как говорится хорошее рано или поздно заканчивается и все равно приходится когда-то, что нибудь начинать впервые. Мое первое интервью, проходило еще четыре года назад, при устройстве в телефонную компанию ЗФ ОАО «Укртелеком». И состояло оно из пяти этапов.
1) Начальник отдела кадров.
2) Начальник  проектного отдела. Под его началом я и проработал два года.
3) Директор по направлению.
4) Директор по персоналу.
5) Генеральный директор ЗФ ОАО «Укртелеком»
Это был мой первый опыт по прохождению стрессового интервью. Но сами понимаете, раз на раз не приходиться, да и с последнего интервью уже столько воды утекло, что я уже забыл, что это такое. Для заполнения этого пробела я решился на эксперимент. Нашел компанию, которая в ближайшее время проводила собеседование, на должность представителя в сфере предоставления услуг и записался к ним на прием. Желание работать в этой сфере, у меня ни какого не было, а было желание вспомнить, как это, проходить собеседование. Тем более я знал, что в этой компании собеседование будет, действительно стрессовым. И получил ожидаемый результат. Короче говоря, если у вас мало практики и мастерства проходить интервью, это будет отличный способ попрактиковаться.
Что же вас ожидает на собеседовании.
Во-первых:
После того, как вам назначат прием на определенное время, Вас могут заставить ждать. Это конечно не обязательно, но таким способом можно проверить человека на выносливость. Вы сидите, рассматриваете все, а вокруг вас, все носятся по своим делам, как будто вас не замечают. Или интервьюер, пробегая с чашкой кофе мимо вас, может сказать - Подождите еще пару минут. Таким способом, вас выводят из равновесия. Вы при этом, говорите, ни чего страшного я подожду, но сами начинаете нервничать.
Во-вторых:
Проверка молчанием. Когда Вы, наконец, заходите в кабинет к интервьюеру. Он вам предлагает присесть и демонстративно, долго, начинает перечитывать ваше резюме. Достаточно долго, чтобы вам стало не ловко и не комфортно. Или пока вы сами не перебьете это молчание. А это уже почти провал.
Да чуть не забыл. Иногда бывает ситуация когда вас перед тем, как пригласят на интервью, просят заполнить бланк с каверзными вопросами, о которых мы поговорим позже. Прикол состоит в том, что обычно, то место, где вы будите заниматься писаниной, ни чем, кроме стульев, не оборудовано, а это уже проверка на смекалку. Помните, как в фильме «Люди в черном», главный герой, Z  придвинул к себе стол. Вы начинаете писать на стене, на коленке или на подоконнике, если конечно, повезет и он будет в наличии. Но поверьте, это будет весело, наблюдать за вами, как вы будите это делать. А потом на собеседовании, интервьюер будет читать то, что вы написали и демонстративно говорить – Какой почерк непонятный. Будьте к этому готовы. В данной ситуации нужно просто промолчать. И послушать критику в ваш адрес. Знайте, что тот, кто проводит собеседование и сам знает об этом.
В третьих:
Жестикуляция и безразличие. Практически все с кем мне пришлось сталкиваться на собеседование, использовали этот давно известный прием. Вы пытаетесь рассказать о себе, о ваших достижениях на предыдущих местах работы, а ваш интервьюер сидит, зевая, как будто вы, разговариваете со стенкой и как будто, не замечает о чем, вы говорили. Это тоже проверка как вы будете вести себя в кризисной ситуации. На самом деле, я отлично понимаю того работодателя, который так себя ведет. Им нужен сотрудник, который сможет работать под давлением. Сейчас, я бы сказал, модно использовать Американскую с схему,  приема сотрудников. Только есть отличие. Отечественные работодатели не совсем понимают, для чего такая схема нужна. Если в Америке это нужно только для того чтобы выяснить темперамент человека. Так как известно, что люди с одинаковыми темпераментами между собой могут ладить по этому они и используют такую схему. А наш работодатель просто пытается найти идеального сотрудника. Как мне кажется, мы еще не дожили до этого . Если работодатель хочет получить хорошего специалиста, ему в первую очередь стоит обращать внимание на знание сотрудника нежели на его эмоциональное состояние при собеседовании.
В четвертых
Вы должны подготовиться к следующим вопросам, которые могут вам задать.
Таких вопросов множество,  самые откровенные я хочу опубликовать.
Как Вы описали бы свой стиль работы?
Чего Вы больше всего боитесь?
Опишите свой характер в пяти словах.
Расскажите мне о конфликте, с которым Вам пришлось столкнуться на работе.
Как бы Вы описали Вашу идеальную компанию?
Если бы Вы искали кого-нибудь на эту должность, какие люди Вас бы интересовали?
Что Вас раздражает в людях и как Вы с этим справляетесь?
В чем заключались Ваши обязанности на последнем месте работы?
Продайте мне этот карандаш.
Каким животным Вы хотели бы быть?
Что Вы думаете о своем предыдущем руководителе?
К чему Вы стремитесь в плане карьерного роста?
Какая зарплата Вам нужна?
Какую негативную вещь Ваш прошлый руководитель мог бы сказать о Вас?
Сколько времени Вам потребуется, чтобы внести существенный вклад в деятельность нашей компании?
Чтобы Вы сделали, если бы выиграли в лотерею?
Чего с прошлого места работы Вам будет не хватать?
Если бы Вы могли сейчас жить в любом месте мира, где бы Вы жили?
Как Вы думаете, лидера должны бояться или любить?
Приведите мне пример ситуации, когда Вы вышли за рамки своих обязанностей на предыдущем месте работы.
Чем Вы больше всего гордитесь?
Что Вы любите делать для удовольствия?
Зачем нужен пух на теннисном мячике?
Что Вы будете делать в первые 30 дней Вашей работы?
Как Вы оцениваете мои способности к проведению собеседований?
Что Вы знаете о нашей отрасли?
Кто будет следить за Вашими детьми, когда Вы будете работать?
Как бы Вы чувствовали себя, если бы пришлось работать под началом у кого-то, кто знает меньше Вас?
Что Вы будете делать, чтобы завоевать доверие команды?
Расскажите мне о себе.
На какие журналы Вы подписаны?
Каковы Ваши самые сильные и слабые стороны?
В чем Вы видите свою личную миссию?
Какая рабочая ситуация была бы для Вас идеальной?
Что Вам меньше всего нравилось на предыдущей работе?
Я — Ваш начальник и даю Вам указание сделать что-то, с чем Вы не согласны. Что Вы будете делать?
Сколько монеток нужно положить одну на другую, чтобы достать до Луны?
Были ли Вы когда-либо в команде, где кто-то не справляется со своими обязанностями, и как справлялись в этой ситуации?
Расскажите о Вашем недавнем проекте и его результатах.
Что Вас привлекло в нашей компании?
Какую машину Вы водите?
Что Вы знаете о нашей компании?
Каково было Ваше самое трудное решение за последние 2 года?
Что было самой важной вещью, которой Вы научились в школе?
Кто больше всего повлиял на Ваш карьерный рост и каким образом?
Какие цели Вы бы преследовали, получив эту работу?
Какова Ваша зарплатная история?
Почему мы должны взять Вас на работу?
Какой своей должностью Вы были больше всего довольны?
Какие три черты характера Ваши друзья назвали бы, чтобы описать Вас?
Что Вы можете сделать для нас, чего другие кандидаты не могут?
Что Вы любите делать?
Как Вы проводите свое свободнее время?
Можете ли Вы описать период, когда Ваша работа подвергалась критике?
Каково Ваше самое большое достижение вне работы?
Дайте пять примеров идей, которые Вы создали или воплотили в жизнь.
Готовы ли Вы к переезду?
Какова была Ваша самая большая ошибка и как Вы с ней справились?
Почему Вы уходите с Вашей теперешней работы?
Какую книгу Вы сейчас читаете?
Каковы Ваши мечты, чего Вы хотите добиться в жизни?
Это перечень именно тех вопросов, которые могут задать. Мне за мою не столь не большую практику попадалось всего пять.
1). Почему вы считаете, что именно вы должны работать на данной должности?
2). Если бы вы знали, что живете последний день, чему бы вы его посвятили?
3). Какие недостатки, вы могли бы назвать которые могли бы быть полезные нашей компании.
4). Почему вы считаете, именно наша компания должна предоставить вам работу.
5). Где вы видите себя через пять – десять лет.
Самое интересное, что многие так и не знают для чего это все нужно. Кому какая разница где я и что я.  Но многие делают какие-то свои личные выводы. Не мне судить в данной ситуации. Я ведь не HR Менеджер. И могу многого не знать.
Дружественное интервью протекает более скоротечно. Но тут тоже есть своя опасность. На собеседовании такого типа. На много легче для того чтобы о себе рассказать лишнее. Ну сами представите себе. Вас располагают в дружественной обстановке к дружественной беседе. Вы расслабляетесь и начинаете почти как с другом, общаться с работодателем и при этом можете пойти на откровенность Типа, Вы знаете, мой прошлый начальник был такой то такой то. Или мне там не нравилось работать, потому что… и тому подобное.
Но на самом деле моя цель не устроить вас на работу, а предупредить о возможных ситуациях. Их может быть на много больше, чем я описал. Я не претендую  на должность самого продвинутого соискателя. И моя статья не претендует на полноту изложения . А как говориться Предупрежден – Значит вооружен.
И в завершении данной темы, хочу пожелать Всем продуктивных поисков и новых горизонтов. И помните, что не только вы выбираете работу. Работа выбирает Вас. Так как в жесткой конкуренции выживает, сильнейший. И ваш работодатель тоже хочет жить и знать, что за его плечами стоят сильные сотрудники.

P/S Если вы знаете более продвинутые способы обмана соискателей, пишите в комментариях, мне интересно ваше мнение.


Комментариев нет:

Отправка комментария